Григорий Зинченко. Побег из Бухенвальда. Мемуары

52014133Тяжелая жизнь Григория Зинченко начинается с его распределения на завод после семиклассного обучения. Тяжкий труд, голод, невыплата зарплаты толкают его на мысли о самоубийстве.

Дядя Тимофей, его напарник по цеху, говорил: «Жизнь — это борьба, никогда не отчаивайся. Только слабые духом впадают в отчаяние».  Эту истину он подтверждает на примерах своей нелегкой судьбы: смерть жены и детей от голода 1933 года, самоубийства жителей его деревни из-за того же голода.

Начинается война, завод распускают. Чудом выжив под обстрелами, Григорий возвращается домой к родителям, откуда его забирают немцы на военный завод под Дрезденом. Проработав полтора года, Григорий решает бежать. Каторжный труд, отсутствие нормального питания, атмосфера унижения и боли, страх перед Гримбергом, который мало походил на человека из-за жестоких надругательств над каторжниками, стали причиной побега. Его находят на шестой день и сажают в Дрезденскую тюрьму на берегу Эльбы. Снаружи это красивое кирпичное здание в несколько этажей. Зверства над заключенными здесь рассматриваются как развлечение немецких офицеров. В комнате с потолком в виде купола, как ее называли «Цирк», заключенного клали на стол и били плетью, часто до смерти. Это происходило под громкую музыку, дабы «не травмировать» уши зрителей криками заключенного от боли. Исполнителями приговора были молодые офицеры, которых заставляли привыкать к виду крови и мучениям людей.

После «Цирка» Григория перевозят в концлагерь Бухенвальд. Пытки и недоедания стали причиной того, что он не мог работать. Итогом  для таких людей становился крематорий.

Григорий на протяжении всего повествования в самые тяжелые моменты вспоминает слова отца, сказанные ему накануне отъезда из родного дома: «Если будет трудно и жизнь будет в опасности, то советую: бросай все и беги, только бегством спасешь себе жизнь». И в этот раз наставления отца спасают ему жизнь. Побег стал единственным шансом на спасение. Попав в лес, он питается чем придется. Желуди и сырая картошка дают небольшой шанс на выживание.

Изможденный, на грани смерти от истощения, он попадает в деревню, где ему дают приют. Хозяин оказывается немцем. Григорий живет в страхе и постоянно ожидает, что его заберет полиция. Но радушный хозяин тепло относится к нему, оставив жить у себя. Они становятся очень близки, хозяин воспринимает Григория как сына и предлагает ему остаться, в то время как американцы освобождают заключенных из лагерей и отправляют на Родину.

Григорий  принимает решение вернуться к семье, о чем впоследствии жалеет. Освободившись от немецких лагерей и тюрем, он попадает в Советскую Армию, где должен отслужить пять лет. «Будучи в армии, я по своей простоте, не преследуя никаких политических целей, поделился с солдатами, как строился «социализм». И, конечно, мне это обошлось очень дорого. Я чудом остался живой. Сам себе я говорил: «Третий раз смерть показала мне зубы и прошла мимо». В особом политотделе я дал подпись: «Во всей своей жизни, нигде и никогда, я не буду высказывать свои мнения относительно голода в тридцать третьем году». Моя подпись мне говорила: «Хочешь жить — тогда молчи»».

С марта 1991 года Григорий Зинченко проживает в США. У него 24 внука. По настоянию детей он пишет книгу «Побег из Бухенвальда». Она становится бестселлером и переводится на разные языки.

Его главная задача на сегодняшний день — помощь сиротским домам Украины, на что он тратит все силы и средства.

григорий

Из одного интервью:

— В самые тяжелые моменты было ли ощущение безысходности, конца, или Вы предчувствовали, что останетесь в живых?

— Дважды я видел один и то же сон, каждый раз в то время, когда принимал решение бежать. Во сне я слышал голос: «Впереди преграда, если ты преодолеешь ее, останешься жив» . Бегу дальше ( во сне), за мной погоня, вижу мне надо преодолеть забор. Подошел ближе, увидел, что забор защищен высоковольтными проводами, а между ними — огни. Вдруг внизу вижу кусок резины, пролез под ней и так обрадовался освобождению, что запел во сне. Проснулся и подумал: все, буду жить, в это я верил.

-Но это была вера в спасение от смерти, не вера в Бога?

-Нет, в Бога я уверовал после побега, когда жил в лесу. Он чудом спас меня, и я поверил, что мое спасение- Его рука, что я Ему не безразличен, что я нужен Ему. И сейчас я рад, что могу быть Ему полезным, хотя устаю, резко повысился сахар в крови. Пошел к врачу, он удивляется: «Как вы еще ходите?»

В ближайшее воскресенье в церкви я молюсь: «Господи, Твоя кровь чистая и святая. Она и мою кровь может очистить и исцелить». Вечером замерили сахар в крови… С тех пор я выбросил все диеты и таблетки, кушаю всё подряд и чувствую себя прекрасно. Но знаю, Бог не хочет отпускать меня «на пенсию».

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *