Музей КГБ. Отель Viru
|Таллинская гостиница «Виру» была частью системы Интурист. Всесоюзное туристическое агенство было основано в 1929 году по приказу И. Сталина, штат работников состоял преимущественно из работников НКВД, оно же организовывало большую часть передвижений иностранных туристов по Советскому Союзу. Туризм в те времена вовсе не был невинным развлечением, вся идеологическая артиллерия был нацелена на иностранных гостей.
В 1960-е годы советское правительство, поняв, что туристические миллиарды проплывают мимо, решило привлечь в страну часть валюты. Для этого нужны были подходящие для иностранных туристов отели. Такие отели должны были подходить и КГБ. Во времена Советского Союза вся жизнь была подчинена указке КГБ, которое следило, чтобы ничего не происходило запретного (спекуляция, сношение с иностранцами, распространение литературы, подрывающей советскую мораль и т.д.), чтобы люди занимались правильными вещами, например, защитой своей Родины.
Виру строили финны, а не советские строители, поэтому отель был отстроен всего за 3 года. (Аналогичные постройки в Латвии и Литве длились 8 и более лет). В Финляндии в те времена был кризис, и коммунистическая партия Финляндии попросила советских коллег трудоустроить своих рабочих на этой стройке.
В отеле 23 этажа, лифт идет до 22. На 23 этаж ведет лестница, где располагался связной пункт КГБ.
Обслуживающий персонал на то время составлял 1000 человек, это в несколько раз больше, чем отель вмещал гостей. Сейчас в отеле работает около 200 человек. В советское время практически не было безработицы, все были заняты, хоть и работали крайне неэффективно. Кроме этого, работать в отеле или иметь в нем знакомых или друзей было очень выгодно, потому что это позволяло добывать деликатесные продукты питания и различные билеты в оперу и т.п.
Музей состоит из двух маленьких комнат, в которых собраны различные вещи с советских времен. Первая комната представляет собой «кабинет директора». И хотя директор отеля тут никогда не сидел, в этой комнате собраны вещи из его кабинета, которые сохранились еще с советских времен: стол, шкаф, печатная машинка, книга отзывов и предложений, пара газет. В комнате даже стоит характерный запах затхлости.
Единственным назначением этой комнаты был копировальный аппарат, единственный на весь отель, для копирования каждой бумаги на нем требовалось официальное разрешение. Отсюда отправлялись и факсы в двух копиях: одна адресату, вторая в КГБ.
Работавший в этой комнате 1-ый отдел КГБ отвечал за правительственную связь. Помещение, главным образом, использовалось как центр радиотрансляции. В ней все оставлено в том виде, в котором было брошено в 1991 году. Комната в беспорядке и полуразрушена, ее не восстанавливали, потому что никто не знает, как она выглядела, когда ей пользовались.
Здесь разбросаны разные бланки, схемы, печати. Также присутствуют различные устройства для слежки: фотокамера с круговым обзором, приемник сигналов с микрофонов и камер.
Комнаты КГБ были и на других этажах, но в них ничего не сохранилось, в отличие от комнаты на 23 этаже.
В отеле прослушивались всего лишь 15% всех номеров. Но жучки стояли и в ресторанах/барах (в пепельницах, например), были в запонках у персонала. На каждом этаже у лифта сидела вахтерша, которая записывала передвижения всех иностранцев. Впрочем, их почти никуда не выпускали, чтобы не увидели чего «секретного». По той же причине их не пускали на верхние этажи, где был хороший обзор города, где они могли увидеть фабрики/заводы или другие стратегические объекты.
Отель также использовался как станция для передачи радиограмм из Москвы на Запад агентуре КГБ и подконтрольным правительствам.
Один из сотрудников отеля работает в нем с самого открытия — его карьера началась с должности технического специалиста, присланного из Москвы.